Сергей Миронов предлагает отказаться от ратификации договора с Татарстаном, потому что этот договор может повлечь за собой "вторую волну парада суверенитетов и цепную реакцию" со стороны других регионов. Подобные договоры о разграничении полномочий, которые заключались в начале 90-х годов, по мнению председателя верхней палаты, были знаком утраты государственных начал.
Вслед за Мироновым приостановить ратификацию договора с Татарстаном предложил по сути и заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. В своем письме на имя президента Татарстана депутат обращает внимание Минтимера Шаймиева, что принадлежащая родственникам татарстанского президента группы ТАИФ бесцеремонно выкинула из числа собственников крупнейшего в России нефтехимического предприятия не только миноритарных акционеров, но и саму республику Татарстан. Депутат охарактеризовал такие действия как "сепаратистские" и "наносящие очевидный экономический и политический ущерб Татарстану и России в целом".
ОАО "Нижнекамскнефтехим" - крупнейшее в стране нефтехимическое предприятие. Объем производства составляет 1¸5 млрд долларов, причем две трети продукции поставляется на экспорт. По некоторым производимым продуктам предприятие является абсолютным монополистом.
Группа ТАИФ в лице дочерних компаний владеет 25% акций предприятия. В управлении ТАИФ также находятся около 29% акций, контролируемой государственной татарстанской компанией "Связьнефтехиминвестхолдинг". Еще 25% акций солидарно с ТАИФ голосует Товарищество на вере "Нижнекамскнефтехим менеджмент и компания". Свой пакет акций "Товарищество" захватило с использование рейдерских методов.
Видно, что самым крупным акционером НН является республика Татарстан. Вот ее-то и решила группа ТАИФ выбросить из числа собственников предприятия. На внеочередном собрании акционеров НН 11 декабря ТАИФ приняла решение об увеличении уставного капитала НН в 16 раз - с 1,6 до 27 млрд. Расчет предельно простой - в бюджете республики Татарстан не заложено 7 млрд рублей на выкуп своей доли в дополнительной эмиссии, в результате из крупнейшего акционера республика превратится в ничтожного миноритария с менее чем 2% голосов. Доля других миноритарных акционеров, которые очевидно не смогут собрать 6 млрд, станет чуть более одного процента.
Нетрудно догадаться, кому в итоге достанется крупнейший в России нефтехимический комбинат - той неизвестной структуре, которая дала 1 млрд долларов группе ТАИФ на выкуп акций. Кто эта структура - задача для органов государственной безопасности, ибо сделки такого масштаба должны одобряться государством. Более важен в настоящий момент сам факт бесцеремонного отношения группы ТАИФ к другим акционерам. И рынок это отношение "по достоинству" оценил - акции НН упали в три раза!
Инвестиции опасны? История с НН - знак всем финансовым институтам об опасности вложения денег не только в татарстанские, но и вообще в российские предприятия. В любой момент пенсионный фонд, страховая компания, банк, паевый фонд и частное лицо могут лишиться всех своих вложений. Это новый рейдерский метод, не нарушающий существующее законодательство, но от этого не менее опасный. И у него, как считает Александр Камынин, эксперт Фонда "Экономика регионов", все признаки с другими рейдерскими методами, главный из которых, - сговор частных лиц с отдельными государственными структурами.
Выступая против договора с Татарстаном, Сергей Миронов не упомянул еще об одной причине, по которой к этому договору у многих членов Федерального собрания сложилось негативное отношение. А именно о безраздельном господстве в экономике республики собственности членов семьи Минтимера Шаймиева, которые контролируют ее, по оценкам, более чем на 70%. Старший сын президента Айрат возглавляет ЗАО "Дорожный сервис", муж сестры - ОАО "Нижнекамскшина", племянник - ОАО "Татэнерго". Однако самым главным "семейным" активом считается группа ТАИФ, которую курирует младший сын татарстанского президента Радик. Под контролем этого крупнейшего в республике холдинга находится нефтехимия, торговля нефтепродуктами, строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, финансово-банковские услуги.
ТАИФ ("Татаро-американские инвестиции и финансы") появился в 1995 году. При образовании доля Татарстана в компании была свыше 50%, но в 2001 году все госактивы были проданы частным компаниям, контролируемым топ-менеджерами ТАИФа. Причем одна из крупнейших продаж госимущества прошла так, что ее следов не осталось ни в планах приватизации, ни в бюджете республики. В течение нескольких лет ТАИФ решение правительства Татарстана получал 1 млн тонн нефти от добывающей компании ОАО "Татнефть" по цене в два раза меньше рыночной, что приносило компании доход в 55 млн долларов про продаже этой нефти на экспорт, вот основной источник ее нынешнего процветания. Фактически ТАИФ взял не американскую бизнес-модель, а образ южнокорейских чеболей, где сращивание семейного бизнеса с властью - фактически обязательный атрибут успеха. Ведь все эти действия, равно как и нынешнее избавление от посторонних акционеров в НН, очевидно получали одобрение президента республики, и за ними стояли члены его семьи.
Одобрение Федеральным собранием договора с республикой Татарстан стало бы не просто актом поддержки татарского этноса, как это пытаются представить его сторонники, а одновременно символом одобрения политики Минтимера Шаймиева, в которой появилось много того, что коренным образом противоречит политике государства на развитие рыночных отношений в условиях безусловного соблюдения суверенных интересов России. На днях Виктор Илюхин обратился к председателю Счетной палаты Сергею Степашину и директору ФСБ Николаю Патрушеву с просьбой проверить вероятность потери для Татарстана и России стратегически важного для экономики страны нефтехимического гиганта ОАО "Нижнекамскнетфехим" через возможную скупку его акций иностранными компаниями. По информации Виктора Илюхина, инициированная "ТАИФ" эмиссия осуществляется в интересах узкой группы лиц, связанным с националистически настроенными предпринимателями в России и за рубежом.
REGIONS.RU